Как учить предмет ?
К сожалению, у меня нет результатов общирных исследований... Однако, существуют некоторые наработки, полученные как результат снятия множества успешных стратегий и выделения общего из них.
На сей день материал, увы, недостаточно полон для однозначных выводов.
Это уже ВЕСЬМА эффективные стратегии. Единственная проблема, могущая возникнуть при их использовании - мотивация. Но они работают !!! Это - не теория, но практика ботанства ;-)).
Внимание! Если ДЛЯ ВАС все работает - великолепно, прошу вас написать мне об этом. Если где-то заминка - тоже напишите. Вполне возможно, что какие-то важные куски стратегии я не набил, посчитав очевидными ( хотя для Вас это может быть не так и это нормально ).
Снимая стратегии, мне приходилось сталкиваться с весьма разными способами запоминания.
Наиболее высокий процент имели 'кинестетические' способы: проделать шаги самому, чтобы запомнить. Эффективность низкая.
Далее - 'дигитальные': прочитать и понять идею и логику, чтобы запомнить. Эффективность средняя.
И, наконец, 'визуальные' - их используют немногие, но результат наилучший. Это - 'запомнить доказательство образно'.
Понятно, что наиболее успешными являются их комбинации. Здесь я привел статистику доминирующих в запоминании систем.
Наиболее успешные сочетают типы 3 и 2.
ВАЖНО !!! 90% данных собиралось у людей, изучающих математику, физику и так далее. ( мех-мат, ВМК, физфак и т.п. МГУ, МИФИ, МФТИ и т.п.) Cоответственно, стратегии направлены, прежде всего, на изучение технических предметов. Стихи так никто не учит ;-)) И языки тоже ! {8-] Но, скажем, к истории можно применить... Решайте сами в каждом конкретном случае.
Стратегия 1.
Необходимые условия для полноценного применения:
- Hаличие материала, который требуется сдать
- Наличие точных формулировок билетов.
Желательные условия:
- Наличие непосредственно того листочка / билета, который вам выдадут/ на который укажут в качестве вопроса
- Наиболее развитая и ведущая кинестетическая репрезентативная система.
А вот собственно стратегия с анализом типичных НЕэффективных ходов:
Размельчать будем по ходу объяснения.
Общий цикл:
Учим билеты один за другим.
! Ни к чему предварительно читать лекции/учебник - это потеря времени. Сразу учить эффективнее.
! Не делайте пометки, какие билеты выучены, а какие - нет. У нас будет другой критерий выученности билета, гораздо лучший.
Работаем регулярно, на сложный экзамен в ВУЗе придется потратить несколько дней.
Если Вы заметили билет, который вроде бы выучен, но вы не уверены, помните ли его, повторите !
Каждый раз, заново приступая к работе, проверяйте качество выученных предыдущих. Повторить билет следует хоть один раз в течение 10 мин - 24 часов после выучивания. Не раньше и, желательно, не позже.
Так до тех пор, пока все билеты, даже самые трудные не будут выучены ( Иногда, правда, встречаются абсолютно глючные и неотвечабельные вопросы - в таком случае следует запомнить их формулировки и постараться вычислить их в билете по длине на просвет, а также сделать шпаргалку. Но их МАКСИМУМ 1-2 на экзамен. Лучше все выучить ;-)) ).
Стратегия выучивания билета:
Cмотрю на вопрос билета. Беру первый вопрос / теорему, выучиваю ее, беру следующий вопрос, выучиваю и т.п... ну тут все понятно ];-]
Суть стратегии: как учить цельный, самодостаточный кусок билета ( теорему, например) :
1. Сначала читается формулировка, затем доказательство. Необходимо добиться полного понимания доказательства и формулировки. В доказательстве должны быть использованы ВСЕ данные формулировки.
2. Следующий этап: реструктуризация доказательства. Ну это - микростратегия. Лучше загляните в раздел НЛП. Там она есть.
3. Учится доказательство:
Смотрим на кусок рассуждения ( напрмер, вывод промежуточной формулы, или доказательство промежуточного утверждения ) и пытаемся провести его сами. Процесс вывода формулы можно осуществить на бумаге. Пишем только то, что должны писать, чтобы поддерживать ход рассуждений. Никаких 'тогда, тогда и только тогда когда...'. Обоснования: 'почему так' проговариваем и визуализуем в уме.
! Все доказываем, по возможности, используя графическую интерпретацию.
То есть запись не должна быть 'точь в точь как на экзамене': в этом случае тратится неоправданно много времени и чернил. Пишем мы только с целью иметь помощь в проведении рассуждения.
Если где-то ошибка/заминка - смотрим и ПРОВОДИМ РАССУЖДЕНИЕ ( данный его кусок ) СНАЧАЛА. В следующих проходах по билету записей надо будет все меньше и меньше, а время повторения сократится до нескольких секунд.
Если видите название теоремы, на которую опираетесь в доказательстве - не поленитесь, повторите ее формулировку и, желательно, ( но не обязательно ) доказательство.
3. Повторение билета.
Это - тоже весьма важная часть стратегии. Представьте, что вы на экзамене. Очистите вашу голову. Прочитайте билет, как будто вам на него только указали и начните ЕСТЕСТВЕННО отвечать на вопросы билета. То есть билет служит мощным якорем для теорем. Вы отвечаете на то, что спрашивают. Итак, вы самостоятельно проводите все рассуждения билета. Если где-то заминка - см ранее, что делать.
Замечу еще раз: взгляд на билет - НЕ формальная процедура. Неверный ход: сначала вспомнить то, что доказывать будете, а потом посмотреть на билет. Верно: вы повторяете билет, а потому вспоминание доказательства - естественный ответ на его прочтение: визуальное и аудиальное.
Конечно, невозможно перенести на бумагу живой, творческий процесс обучения. Поэтому стратегия обозначена в общих чертах и допускает микроизменения. Подойдите к процессу с умом, не надо 'ботать' механически k;-). Учитесь и получайте удовольствие.
Вначале изучения могут возникнуть проблемы, но очень скоро вы поразитесь, с какой быстротой и изяществом ваш мозг усваивает информацию !!!