На главнуюНаписать письмоКарта
 
   Филиал АГТУ  | СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

 

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

БАКАЛАВР, МАГИСТР, СПЕЦИАЛИСТ – КТО ЭТО?

Реформы в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием федерального Закона "Об образовании". Он узаконил новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться - по какой программе готовить выпускников. Это, дав и вузам и студентам новые возможности внесло и некоторую сложность, связанную с необходимостью выбора. (Раньше было проще - выбирали из одного).

Уровни (или, как еще говорят, ступени) высшего образования определены у нас ст. : принятого в 1996 г. федерального Закона "О высшем профессиональном и послевузовском образовании". В соответствии с ним высшее образование включает три ступени:

- первая ступень : неполное высшее со сроком обучения 2 года,

- вторая ступень : базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года,

- третья ступень - с ней дело обстоит сложнее: к ней отнесена и прежняя модель - "дипломированный специалист" со сроком подготовки 5 лет и новая - "магистр" со сроком подготовки 6 лет.

А теперь - подробнее о бакалавре - кто он. В действующей системе образования это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в терминологии ГОС, образование по некоторому выбранному направлению). Звучит замысловато, но означает очень простую вещь - он получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации - ведь учился-то всего 4 года. А чем тогда заниматься выпускнику? Ответ дает п.7 ст. 6 вышеупомянутого Закона - занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. А как же специализация? Давайте посмотрим, откуда она берется. Во-первых, специализироваться можно работая на практике под руководством опытного в конкретной узкой области специалиста. А что делать, если попали Вы после вуза в такое место, где их просто нет? (А именно так зачастую обстоит во многих регионах со специалистами в области права, коммерции, менеджмента и другим специальностям, "голод" по которым еще долго не будет утолен). В худшем случае, продолжать "грызть гранит" наук самостоятельно - если вуз дал Вам действительно фундаментальную базовую подготовку - должны справиться. Но, конечно лучше это делать в рамках системы образования - на то она и многоуровневая.

Во-вторых - продолжить обучение по одной из программ третьего уровня. Тут у Вас есть выбор - если решили получить квалификацию "дипломированный специалист", то учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ фактически обучение "за партой" длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа - дипломирование). Но лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации - магистратура. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и, соответственно, присвоением степени магистра.

Что же дает это многообразие возможностей, на чем остановиться? Это вопрос о выборе личной образовательной траектории . А здесь только отметим достоинства выбора бакалавриата в качестве уровня профессиональной подготовки:

1. Этот вид квалификации ( в отличие от "дипломированного специалиста" принят по международной классификации и понятен работодателям во всем мире),

2. Фундаментальность подготовки, изначальная "несуженность" ее позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с ГОС, программы подготовки бакалавров по разным направлениям устроены так, что позволяют всего за год перейти к одной из целого "веера" совместимых профессий.(для сравнения: выпускнику, обучавшемуся по жесткой 5-летней программе "специалиста" придется получать новую профессию по программе второго высшего образования за 2 - 2,5 года.

3. Всего через 4 года после поступления можно приступить к професиональной деятельности, т.е. обрести экономическую независимость.

И еще: в случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией "специалист" получает именно второе высшее, а оно, по закону, всегда только платное. Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля продолжает образование по программе третьего уровня - т.е. бесплатно (разумеется, если пройдет по конкурсу на бюджетные места).

И, наконец, о трудоустройстве за рубежом. На большое число рабочих мест зарубежный работодатель приглашает просто бакалавров, не оговаривая даже направления подготовки. Парадокс? - Нет, просто для т.наз. офиссной работы ему нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный подготавливать всевозможные документы и просто-напросто неглупый. Всем этим требованиям и удовлетворяет человек со степенью бакалавра.

Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти

1. В государственные высшие учебные заведения Российской Фе- дерации принимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на ее территории, граждане Республики Белоруссия, а также соотечественники из госу- дарств ближнего зарубежья.

2. На первый курс принимаются лица, имеющие документ госу- дарственного образца о среднем (полном) общем или среднем профес- сиональном образовании, а также диплом* о начальном профессио- нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъяви- телем среднего (полного) общего образования. На первый и последующие курсы принимаются лица, имеющие дип- лом государственного образца о неполном высшем профессиональном образовании, академическую справку установленного образца о неза- конченном высшем профессиональном образовании или диплом госу- дарственного образца о завершенном высшем профессиональном обра- зовании различных ступеней. ____________________________________ * свидетельства, выданные образовательными учреждениями на- чального профессионального образования, не являются документами, подтверждающими наличие среднего (полного) общего образования, и приемными комиссиями вузов не принимаются.

3. Количество мест для приема на первый курс студентов, обу- чающихся за счет средств федерального бюджета, определяется конт- рольными цифрами приема, устанавливаемыми министерствами и ве- домствами Российской Федерации, в ведении которых находятся выс- шие учебные заведения, по согласованию с Минобразованием России. Количество мест, финансируемых в установленном порядке из средств федерального бюджета, для приема студентов на последующие курсы определяется вузом как разница между контрольными цифрами приема на первый курс соответствующего года приема и фактическим количеством студентов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям. Количество мест для приема студентов на обучение по програм- мам специализированной подготовки (в магистратуру) по направлени- ям подготовки высшего профессионального образования устанавлива- ется вузом по согласованию с учредителем в пределах выделяемых средств. Сверх установленного количества мест приема, финансируемых за счет средств федерального бюджета, вузы могут осуществлять прием студентов и слушателей (на первый и последующие курсы) на места в пределах численности, определяемой лицензией, с оплатой стоимости обучения на договорной основе.

4. В целях содействия государственным и муниципальным орга- нам в подготовке кадров для решения социально-экономических проб- лем регионов высшие учебные заведения могут выделять в рамках ко- личества мест приема, финансируемых из федерального бюджета, оп- ределенное количество мест для целевого приема, организовывать на эти места отдельный конкурс, а также выделять необходимое коли- чество мест в этих целях на подготовительных отделениях. В этом случае вузы заключают договоры с соответствующими го- сударственными и муниципальными органами.

5. Граждане иностранных государств (включая граждан респуб- лик бывшего СССР), прибывающие в Российскую Федерацию для обуче- ния, принимаются в высшие учебные заведения: в соответствии с международными соглашениями в пределах контрольных цифр приема по направлениям Минобразования России; в соответствии с прямыми договорами высшего учебного заведе- ния на места в пределах численности, определяемой лицензией, с оплатой стоимости обучения на условиях, определяемых правилами приема. Лица, проживающие на территории государств - республик быв- шего СССР, могут приниматься в высшие учебные заведения на кон- курсной основе на места, финансируемые за счет средств бюджета. При этом следует руководствоваться принципами социальной поддерж- ки лиц, испытывающих затруднения в реализации своих прав на обра- зование.

6. Для приема документов от поступающих и организации всту- пительных испытаний создается приемная комиссия высшего учебного заведения. Председателем приемной комиссии вуза является его ректор. Для приема вступительных испытаний у поступающих на первый курс организуются предметные экзаменационные комиссии высшего учебного заведения, для приема вступительных испытаний на после- дующие курсы - аттестационные комиссии. Состав предметных экзаме- национных и аттестационных комиссий утверждается ректором вуза. Полномочия приемной комиссии, предметных экзаменационных ко- миссий, аттестационных комиссий и структурных подразделений вуза в вопросах организации приема определяются вузом.

7. Высшее учебное заведение вправе объявлять прием граждан только при наличии лицензии на ведение образовательной деятель- ности по соответствующим направлениям подготовки и специальнос- тям (филиалы высших учебных заведений проходят лицензирование самостоятельно). Высшее учебное заведение обязано ознакомить поступающих с лицензией на право ведения образовательной деятельности, свиде- тельством о государственной аккредитации по каждому направлению подготовки или специальности, дающим право на выдачу документа государственного образца о высшем профессиональном образовании. Вуз должен предоставить возможность поступающим ознакоми- ться с содержанием основных образовательных программ, а также другими документами, регламентирующими организацию образователь- ного процесса и работу приемной комиссии. При приеме высшее учебное заведение обеспечивает соблюдение прав граждан на образование, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приемной ко- миссии, объективность оценки способностей и склонностей поступаю- щих.

8. До начала приема документов приемная комиссия высшего учебного заведения определяет и объявляет: перечень направлений подготовки и специальностей, на которые вуз объявляет прием документов в соответствии с лицензией; количество мест для приема на первый курс в соответствии с утвержденными контрольными цифрами, количество мест для приема на последующие курсы, финансируемых из федерального бюджета, по каж- дому направлению подготовки и специальности; количество мест, финансируемых из федерального бюджета, ко- торые выделены для целевого приема по специальностям и направле- ниям подготовки; количество мест для приема на первый и последующие курсы по каждому направлению подготовки и каждой специальности с оплатой стоимости обучения на договорной основе; перечень вступительных испытаний на каждые направление под- готовки и специальность, их программы, а также систему оценки знаний поступающих, в том числе наименование и форму проведения вступительных испытаний для поступающих, имеющих право на зачис- ление в вуз по результатам уменьшенного количества испытаний; организацию конкурса на места, финансируемые из федерального бюджета (по специальностям или направлениям, по группам специаль- ностей, по факультетам или вузу в целом** при условии совпадения вступительных испытаний); организацию конкурса на места с оплатой стоимости обучения на договорной основе; правила проведения единых экзаменов (совмещенной итоговой ----------------------------------------------- ** на первый курс вуз вправе проводить прием на факультет или в вуз в целом без регистрации в заявлении специальности или направления, при этом абитуриент должен быть ознакомлен (под расписку) с условиями, на основании которых впоследствии будет определяться основная образовательная программа его обучения. государственной аттестации в общеобразовательном учреждении, од- новременно являющейся вступительными испытаниями в вуз) для уча- щихся выпускных классов общеобразовательных учреждений, взаимо- действующих с вузом или являющихся его структурным подразделени- ем; правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам всту- пительных испытаний; количество мест в общежитиях для иногородних поступающих; правила приема заявлений от поступающих в вуз для обучения в его филиалах; порядок зачисления в вуз.

9. Прием в высшие учебные заведения проводится по личному заявлению граждан на основе результатов вступительных испытаний, проводимых с целью определения возможности поступающих осваивать соответствующие профессиональные образовательные программы. При наличии конкурса должно обеспечиваться зачисление граждан, наибо- лее способных и подготовленных к освоению основных образователь- ных программ соответствующей ступени, если иное условие не огово- рено законодательством Российской Федерации.

10. При подаче заявления о приеме в высшее учебное заведение поступающий предъявляет документы, удостоверяющие его личность, гражданство, и представляет по своему усмотрению оригинал доку- мента государственного образца об образовании или его заверенную ксерокопию*** и необходимое количество фотографий. Другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, или затребованы от поступающего при наличии ограничений на обучение по соответствующим направлениям подготов- ки или специальностям высшего профессионального образования, установленных законодательством Российской Федерации. Факт ознакомления абитуриента со свидетельством о государс- твенной аккредитации вуза по выбранному направлению подготовки или специальности фиксируется в приемных документах и заверяется личной подписью абитуриента.

11. Прием документов от поступающих на очную форму обучения заканчивается не ранее 15 июля. ------------------------------------------- *** ксерокопия заверяется по оригиналу тем вузом, в который она представляется, или в установленном порядке. На специальности и направления, по которым ведется подготов- ка в области искусства, а также на очно-заочную (вечернюю), заоч- ную формы обучения и экстернат прием производится в сроки, опре- деляемые высшим учебным заведением.

12. Количество, перечень и форма вступительных испытаний оп- ределяются правилами приема в высшее учебное заведение, утвержда- емыми ректором, и могут отличаться в зависимости от специальности или направления подготовки, формы обучения, типа реализуемой про- фессиональной образовательной программы (полный или сокращенный срок обучения) и курса, на который осуществляется прием. Общеобразовательными предметами, из числа которых вуз может определять свой перечень вступительных испытаний являются рус- ский язык, литература, математика, физика, химия, биология, гео- графия, история России, обществознание, иностранные языки (анг- лийский, немецкий, французский, испанский)****. Все вступительные испытания при приеме на первый курс (кроме испытаний по специальности в высших учебных заведениях, подготав- ливающих специалистов в области искусства и физической культуры) проводятся на основе примерных программ, разработанных Минобразо- ванием России. При приеме на второй и последующие курсы, а также при приеме на первый курс при сокращенных сроках подготовки программы всту- пительных испытаний определяет вуз. На вступительных испытаниях должна быть обеспечена спокойная и доброжелательная обстановка, предоставлена возможность поступа- ющим наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений.

13. Вступительные испытания начинаются не ранее начала прие- ма документов, и могут проводиться по мере формирования экзамена- ционных групп из числа лиц, подавших документы, в форме письмен- ного или устного экзамена, собеседования, тестирования, прослуши- вания, просмотра или иной форме, определяемой вузом.

14. Поступающие имеют право сдавать вступительные испытания на русском языке или на языке субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено высшее учебное заведение. ________________________________________________ **** данный перечень общеобразовательных предметов вступает в силу с 1999 года.

15. Для поступающих на места, финансируемые из средств феде- рального бюджета (по общему конкурсу, по целевому приему, имеющих право на внеконкурсный прием), на определенное направление подго- товки или специальность, а также соответствующий курс проводятся одинаковые вступительные испытания. Перечень вступительных испытаний при приеме на первый курс должен предусматривать испытание по русскому языку как государс- твенному языку Российской Федерации.

16. Лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального обра- зования, а также лица, окончившие с отличием образовательные уч- реждения среднего профессионального образования, принимаются в высшие учебные заведения по результатам собеседования, за исклю- чением вступительных испытаний профессиональной направленности (профильные испытания). Председатель приемной комиссии утверждает программу собесе- дования с указанными категориями лиц, а также перечень вступи- тельных испытаний, которые приемная комиссия считает профильными направлениям подготовки и специальностям вуза. Профильные испытания устанавливаются из числа общеобразова- тельных предметов, установленных п.12 настоящего Порядка, кроме испытаний по специальности в высших учебных заведениях, подготав- ливающих специалистов в области искусства и физической культуры. Профильные испытания вводятся, если собеседование не позво- ляет выявить возможность указанных лиц осваивать соответствующую основную образовательную программу или если среди них складыва- ется конкурс. При введении профильных испытаний вуз имеет право не преду- сматривать правилами приема собеседование. Не прошедшие собеседование и (или) не сдавшие на отлично профильные испытания, участвуют в конкурсе на общих основаниях. Приемным комиссиям предоставляется право устанавливать ли- цам, получившим в образовательном учреждении начального професси- онального образования среднее (полное) общее образование и закон- чившим его с дипломом с отличием, те же льготы, что и для лиц, окончивших его с дипломом с награждением золотой или серебряной медалью.

17. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соот- ветствующего профиля, для обучения по сокращенным программам при- нимаются на первый курс, при этом высшее учебное заведение вправе уменьшать количество и изменять форму испытаний. Лица, имеющие высшее профессиональное образование могут при- ниматься как на первый, так и на последующие курсы. При приеме их на первый курс вуз также вправе уменьшать количество и изменять форму испытаний.

18. Для поступающих на места с оплатой стоимости обучения юридическими и (или) физическими лицами устанавливается тот же набор вступительных испытаний, что и для лиц, поступающих на дан- ную программу и курс для обучения за счет средств федерального бюджета.

19. В целях содействия лицам, проявившим выдающиеся способ- ности, в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона Российской Фе- дерации "Об образовании" от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ члены сбор- ных команд Российской Федерации - победители и призеры междуна- родных олимпиад по математике, физике, химии, биологии, геогра- фии, информатике принимаются в вузы для обучения по специальнос- тям и направлениям подготовки, профильным олимпиаде, без экзаме- нов на основании документа Минобразования России, подтверждающего их участие в олимпиаде. В качестве результатов вступительных испытаний вуз может засчитывать: результаты выпускных экзаменов слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений, финансируемых из федерального бюджета; результаты централизованного тестирования выпускников обще- образовательных учреждений, проводимого под руководством Минобра- зования России; результаты единых экзаменов, определенных п.8 данного Поряд- ка; результаты всероссийских олимпиад (для победителей), а также иных мероприятий, проводимых с разрешения министерств и ведомств, в ведении которых находятся вузы; результаты региональных олимпиад (для победителей), проводи- мых органами управления образованием субъектов Федерации или со- ветами ректоров по согласованию с ними; результаты вступительных испытаний данного календарного года в другой государственный вуз.

20. Лица, не явившиеся на вступительные испытания без уважи- тельной причины, получившие неудовлетворительную оценку, а также забравшие документы после начала вступительных испытаний,выбывают из конкурса и не зачисляются в высшее учебное заведение. Лица, не явившиеся на вступительные испытания по уважитель- ной причине, допускаются к ним в параллельных группах или индиви- дуально в период до их полного завершения.

21. Зачисление на места, финансируемые из средств федераль- ного бюджета, должно проводиться после завершения вступительных испытаний и заканчиваться не позднее чем за 10 дней до начала учебных занятий. В сроки, установленные вузом после завершения вступительных испытаний, поступающий представляет: при зачислении на места, финансируемые из средств федераль- ного бюджета,- оригинал документа государственного образца об об- разовании; при зачислении на места с оплатой стоимости обучения на до- говорной основе для обучения в качестве студента - оригинал доку- мента государственного образца об образовании или его заверенную ксерокопию. При поступлении на одновременное параллельное освоение двух основных образовательных программ по направлениям подготовки или специальностям высшего профессионального образования (в одном или разных вузах) оригинал документа государственного образца об об- разовании при зачислении представляется поступающим по его выбору на ту программу, на которой он будет обучаться как студент. При зачислении на другую программу в качестве слушателя***** поступа- ющий представляет заверенную ксерокопию документа государственно- го образца об образовании и справку из вуза, где он является сту- дентом. ____________________________________ ***** в соответствии с п.2 ст.18 Федерального закона Российс- кой Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образо- вании" статус слушателей учреждений системы высшего профессио- нального образования в части получения образовательных услуг при- равнивается к статусу студента высшего учебного заведения соот- ветствующей формы обучения. Слушатели зачисляются на места с оплатой стоимости обучения юридическими и (или) физическими лицами.

22. В части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и настоящему Порядку, высшее учебное заведение не позд- нее 1 июня самостоятельно разрабатывает и утверждает правила при- ема, предусматривающие порядок зачисления и порядок рассмотрения апелляций. Разделы правил приема, касающиеся иностранных граждан, разра- батываются в соответствии с Порядком приема и обучения иностран- ных граждан в образовательных учреждениях высшего и среднего про- фессионального образования Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Госкомвуза Рос- сии от 10.04.96 N 5 (зарегестрировано Минюстом России 15.08.96 N 1149). Разделы правил приема, касающиеся приема лиц в высшее учеб- ное заведение на основные образовательные программы других уров- ней образования (начального профессионального, среднего професси- онального образования и др.), разрабатываются в соответствии с действующими порядками (правилами) приема в образовательные уч- реждения этих уровней образования.

Выбирая вуз проверьте, насколько установленные им правила приема соответствуют приведенным типовым. (Негосударственные вузы вправе самостоятельно устанавливать правила приема в соответствии со своим уставом).

Вы вправе выбирать, что сдавать в приемную комиссию- аттестат, или его копию.

 


© 2004 Филиал АГТУ г.Мирный
Используются технологии uCoz